Дзюдо

Японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано

Бокс

Наша школа за свою историю воспитала не один десяток чемпионов по боксу, в том числе и международного уровня.

Бадминтон

Необходимость постоянно следить за воланчиком — лучшая тренировка для глаз

легкая атлетика

Олимпийский вид спорта, который включает в себя беговые виды, спортивную ходьбу, многоборья, пробеги, кроссы и технические виды

каратэ

Зародившееся на древнем Востоке и прошедшее путь до настоящего времени, каратэ является эффективнейшей самозащитой без применения какого-либо вида оружия.

Рукопашный бой

Победа должна быть завоевана только в честном бою!

Плавание

Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом.

Новости и анонсы


28 апреля 2016 г. в рамках Х Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России» состоялся круглый стол «Совершенствование системы физического воспитания обучающихся в рамках предмета (дисциплины) "Физическая культура" в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов», собравший представителей профессионального педагогического сообщества с целью экспертно-профессионального обсуждения актуального состояния и перспектив развития физического воспитания в образовательных организациях различных уровней образования. В зале присутствовали более 80 человек из 24 субъектов Российской Федерации. Круглый стол был организован в рамках деятельности Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации.

На круглом столе были представлены результаты Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура», прошедшего более чем в 13 000 образовательных организаций Российской Федерации в феврале-марте 2016 г. Исследование было проведено Российским университетом дружбы народов в рамках проекта Минобрнауки России во исполнение Поручения Правительства Российской Федерации по вопросу поддержки молодежных объединений по развитию здорового образа жизни. В обсуждении приняли участие члены Экспертного совета Минобрнауки России по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных организациях, Межведомственной комиссии Минспорта России и Минобрнауки России по совершенствованию физического воспитания в образовательных организациях.

Участники круглого стола обсудили:

выявленные по итогам исследования дефициты существующей системы физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
современные педагогические модели физического воспитания обучающихся в рамках реализации предмета (дисциплины) «Физическая культура»;
эффективные организационно-педагогические условия реализации предмета (дисциплины) «Физическая культура» и организации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности.
С отдельными докладами выступили ведущие методологи в области физического воспитания, а также педагогические работники образовательных организаций различных уровней образования, показавшие успешные практики реализации предмета (дисциплины) «Физическая культура».

По итогам круглого стола была принята резолюция, содержащая рекомендации и предложения по совершенствованию системы физического воспитания обучающихся для органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, региональных институтов развития образования и образовательных организаций.



ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА

«Совершенствование системы физического воспитания обучающихся в рамках предмета (дисциплины) "Физическая культура" в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов»

Реализация государственной политики по улучшению качества жизни населения тесно связана с повышением ценности индивидуального здоровья в системе жизненных ценностей каждого гражданина. Обеспечение качества и доступности услуг в сфере физической культуры и спорта, распространение стандартов здорового образа жизни – важные условия для сохранения здоровья россиян, в том числе подрастающего поколения. Физическая культура и спорт, как и в целом здоровый образ жизни, рассматриваются в контексте государственной политики в интересах детей как условие, ресурс и направление успешной социализации подрастающего поколения.

Одним из важнейших государственных механизмов успешной социализации обучающихся в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни является нормативно-правовое обеспечение. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, новые федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты в области педагогической деятельности, Указы Президента Российской Федерации, в том числе Указ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», и многие другие документы очерчивают достаточно четко круг полномочий и функций образовательной организации в целом и педагога в частности по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию культуры здоровья обучающихся, обеспечению их оптимальной двигательной активности. Однако практики, в которых реализуются в той или иной мере эти функции, очень различны и не всегда эффективны. На общем фоне в целом высокого уровня вовлеченности обучающихся в физкультурно-спортивную деятельность в образовательных организациях обращают на себя внимание определенные системные проблемы – их решение является предметом дискуссии как на уровне управленческих структур, так и в профессиональном научно-педагогическом сообществе.

В целях экспертно-профессионального обсуждения актуального состояния и перспектив развития физического воспитания обучающихся в рамках предмета (дисциплины) «Физическая культура» в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов различных уровней образования 28 апреля 2016 года на Х Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России» состоялся круглый стол «Совершенствование системы физического воспитания обучающихся в рамках предмета (дисциплины) "Физическая культура" в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов».

В круглом столе приняли участие руководящие и педагогические работники общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и дополнительного профессионального образования, специалисты научно-педагогического профиля, редакторы профессиональных научно-практических периодических изданий и другие представители профессионального педагогического сообщества более чем из 10 регионов, заинтересованные в повышении эффективности деятельности образовательных организаций по социализации обучающихся в области физического воспитания и здорового образа жизни.

Одной из основных тем для обсуждения стали выявленные по итогам Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура» дефициты и перспективы развития существующей системы физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Был заслушан доклад научного сотрудника Института медико-биологических проблем Российского университета дружбы народов Е.С. Осокиной о результатах данного исследования, инициированного Министерством образования и науки Российской Федерации.

В ходе круглого стола также были заслушаны доклады доктора педагогических наук, профессора, заместителя заведующего кафедрой философии и социологии Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, главного редактора журнала «Теория и практика физической культуры» Л.И. Лубышевой «Педагогические модели спортизированного физического воспитания  обучающихся в условиях интеграции предмета «Физическая культура» и внеучебной деятельности», доктора педагогических наук, профессора, руководителя Центра оздоровительной физической культуры Тюменского государственного университета И.В. Манжелей «Элективная среда физического воспитания студентов», кандидата педагогических наук, доцента, руководителя Лаборатории физической культуры и практической психологии Федерального научного центра физической культуры и спорта О.В. Тиуновой «Особенности реализация учебных программ по физическому воспитанию студенческой молодежи в соответствии с требованиями  новых образовательных стандартов», а также выступления доктора биологических наук, заместителя председателя экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации, заведующего лабораторией физиологии мышечной деятельности и физического воспитания Института возрастной физиологии РАО И.А. Криволапчука, представителей Балтийского государственного технического университета  «Военмех» им. Д.Ф. Устинова (г. Санкт-Петербург), Белгородского государственного национального исследовательского университета, Гжельского государственного университета, Института развития образования Республики Татарстан, Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, Уральского государственного лесотехнического университета, Калужского транспортно-технологического техникума им. А.Т. Карпова, МОУ «ООШ п. Тургенево Аткарского района»,  ГБОУ г. Москвы «Школа № 1103 имени Героя Российской Федерации А.В. Соломатина» и других организаций об успешных практиках реализации предмета (дисциплины) «Физическая культура», об организационно-педагогических и содержательных аспектах совершенствования физического воспитания обучающихся.

По результатам докладов на обсуждение были вынесены следующие проблемы:

современные педагогические модели физического воспитания обучающихся в образовательных организациях и возможность организовать их выбор в зависимости от контингента обучающихся и контекста реализации ООП (ОПОП) в образовательной организации;
стимулирование интереса обучающихся к занятиям физической культурой и спортом и формирование у них осознанной потребности в оптимизации двигательной активности;
преемственность физического воспитания на разных уровнях образования;
эффективность организационно-педагогических условий реализации предмета (дисциплины) «Физическая культура»;
обеспечение соответствия процесса и результатов реализации предмета (дисциплины) «Физическая культура» требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
Всесторонне обсудив вышеуказанные проблемы, участники круглого стола отметили следующее.

Система физического воспитания не учитывает сегодня в полной мере возможность осуществления обучающимся естественной физиологической потребности в двигательной активности. Отсутствие свободы выбора вида физкультурно-спортивной деятельности препятствует формированию у обучающихся интереса к занятиям физическими упражнениями.
Физическая культура как предмет (дисциплина) содержит целевые ориентиры на развитие жизненно важных двигательных навыков и физических качеств человека в контексте формирования личности индивида, совокупного изменения физических и духовных кондиций человека, что предполагает рассматривать в комплексе урочную (аудиторную) и внеурочную (внеаудиторную) деятельность физкультурно-спортивной направленности и обеспечивать преемственность этих систем образовательного процесса на основе единой концептуальной базы.
Формирование у детей и молодежи ценностных ориентаций и мышления относительно сознательного укрепления своего здоровья и физического совершенствования требует технологий индивидуализации обучения, учета возможностей здоровья, интересов и личного опыта обучающихся. Положительного влияния от физической нагрузки следует ожидать лишь в случае, когда физкультурно-спортивная деятельность определена внутренними побуждениями, базирующимися на положительных эмоциях и интересе.
В условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования чрезвычайно важно определить, отвечает ли их требованиям реальная ситуация в области реализации предмета (дисциплины) «Физическая культура», и обеспечить динамический контроль за ее развитием. Однако формы внешней отчетности образовательных организаций не могут в полной мере раскрыть актуальное состояние физического воспитания – для этого необходимо более глубокое исследование с привлечением мнения школьников и студентов, в рамках которого должны быть затронуты как системные показатели, связанные с организационно-педагогическими условиями обучения, качеством преподавания и другими факторами, так и выявление соответствия занятий интересам и потребностям детей и молодежи.
Выделение спортивного направления в рамках Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Приказом Президента Российской Федерации от 3 апреля 2012 года № Пр-827) ставит физическую культуру в ряд социально значимых областей жизни гражданина. Однако система физического воспитания обучающихся не должна концентрироваться только на поиске и выявлении одаренных школьников и студентов, а должна обеспечивать развитие массового спорта, вовлечение обучающихся разных физических кондиций и с различными возможностями здоровья в здоровьеориентированные формы досуга, чтобы обеспечить решение поставленных государством задач по развитию ответственности граждан в отношении своего здоровья.
По итогам круглого стола участниками были сформулированы следующие рекомендации и предложения.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

принять к сведению результаты Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура»  и разработать поуровневые методические рекомендации по совершенствованию реализации предмета (дисциплины) «Физическая культура» в условиях перехода образовательных организаций на ФГОС нового поколения;
регулярно осуществлять мониторинг удовлетворенности обучающихся, их законных представителей, а также педагогов организацией физкультурно-спортивной работы образовательных организаций в рамках как урочной (аудиторной), так и внеурочной (внеаудиторной) деятельности.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования:

Продолжить развитие инфраструктуры образовательных организаций с целью обеспечения условий для вариативности педагогических моделей физического воспитания по выбору обучающихся или их законных представителей;
Обеспечить образовательные организации достаточным количеством учебников, дидактических материалов, в том числе аудиовизуального характера, по предмету (дисциплине) «Физическая культура».
Региональным институтам развития образования:

Обеспечить научно-методическое и организационно-методическое сопровождение перехода образовательных организаций на ФГОС нового поколения, в том числе разработать, апробировать и внедрить систему комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися ООП по предмету «Физическая культура»;
Провести систематизацию используемых методов, приемов и форм организации урочной деятельности по предмету «Физическая культура», создать и регулярно пополнять банк эффективных методических решений в области повышения интереса обучающихся к занятиям, развития у них ценностного отношения к двигательной активности как компоненту здорового образа жизни;
Разработать и внедрить механизмы применения персонифицированной модели повышения квалификации педагогов, реализующих образовательные программы физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности, чтобы обеспечить педагогу самостоятельный выбор траектории своего профессионального развития.
Образовательным организациям всех уровней образования:

Разработать план мероприятий по повышению ценности занятий физической культурой для обучающихся, особенно обучающихся старшего подросткового и юношеского возраста, для которых актуальна проблема снижения престижа предмета (дисциплины) «Физическая культура»;
Обеспечить активное привлечение ресурсов внеурочной деятельности и дополнительного образования детей на базе спортивных школ для повышения мотивации обучающихся в области приобщения к физической культуре и здоровому образу жизни;
Пополнить арсенал используемых на занятиях форм, методов и средств обучения (в том числе внедрять активные методы обучения, поддерживать инновационную деятельность педагогов по физической культуре, применять ИКТ), активизировать интерактивную работу с обучающими, не допущенными к практическим занятиям;
Усилить теоретическую подготовку обучающихся, посещающих практические занятия;
Формировать вариативную часть программ по физической культуре с учетом предпочтений обучающихся, а также искать пути развития интереса обучающихся к не привлекательным для них областям и направлениям деятельности в рамках занятий;
Оптимально использовать потенциал новых направлений и видов спорта на уроках (занятиях) для повышения престижа предмета (дисциплины) «Физическая культура», для расширения спектра возможностей и интересов обучающихся в организации самостоятельной двигательной активности и успешной социализации;
Оптимизировать режим занятий и развивать спортивную инфраструктуру, принимая во внимание индивидуальные особенности здоровья обучающихся;
Использовать в преподавании, наряду с активным воздействием на личность обучающегося, возможности построения элективной среды физического воспитания, которая насыщается различными микросредами и создает благоприятные условия для активизации внутренних механизмов саморазвития и самовыражения личности;
Широко использовать контрольно-измерительные материалы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» при организации текущего и промежуточного контроля достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП (ОПОП).
Образовательным организациям высшего образования:

Обеспечивать на занятиях по дисциплине «Физическая культура» системное развитие у студентов универсальных «физкультурных» компетенций: адаптивно-оздоровительной, коррекционно-оздоровительной, кондиционно-двигательной, профессионально-прикладной, рекреативно-спортивной.
Образовательным организациям среднего профессионального образования:

Учитывать специфику будущей профессии обучающихся при организации физического воспитания, развивать в этом контексте практикоориентированные формы профессионально-прикладной физической подготовки, обеспечивать формирование профессионально важных физических умений, навыков и воспитание психических качеств, которые позволяют сохранять высокую производительность труда.
Общеобразовательным организациям:

Использовать как условия и механизмы повышения качества и доступности физкультурно-спортивных занятий инновационные проекты «Школьный спортивный клуб», «Каждой школе – спортивную команду», обеспечивающие модернизацию физического воспитания, с одной стороны, и тренировочного процесса – с другой;
Создать условия для вариативности педагогических моделей физического воспитания с возможностью выбора самими обучающимися или их законными представителями между спортивноориентированным и оздоровительным принципом в достижении требуемых федеральными государственными образовательными стандартами результатов освоения ООП;
В процессе воспитания физической и спортивной культур у обучающихся широко использовать возможности интегрированных уроков.
Организациям системы дополнительного образования детей:

Включать в образовательный процесс программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, ориентированные на комплексное развитие физических, психических и духовно-нравственных аспектов личности ребенка.

Возврат к списку